Прямые и косвенные расходы в бизнесе

Знать и считать издержки компании жизненно необходимо для предприятия. Подробные данные о затратной части помогают в продажах (для установления цены) и в совершенствовании процесса производства. Если вы точно знаете траты предприятия, вы можете лучше использовать ресурсы и повысить прибыль.


Есть несколько вариантов классификации групп расходов, мы рассмотрим одну из них. Это деление на прямые и косвенные издержки. Такая классификация помогает вычислить себестоимость товара или услуги, финансовые результаты работы компании.


Производственные расходы


Все расходы, непосредственно касающиеся производства продукции или ее продажи, называют прямыми. Это же относится и к сфере услуг. Для выполнения услуги нужно сырье, например, гель для маникюра. Траты на закупку этого сырья считаются прямыми. 


Прямые затраты включают:


закупку сырья и материалов (семян и посадочных материалов для сельскохозяйственных предприятий);

покупку комплектующих, деталей, строительных конструкций (для предприятий, связанных со строительством);

основную зарплату сотрудников, задействованных в производстве, с учетом страховки;

амортизацию основных средств, применяющихся в производстве;

расходы на автотранспорт и другое.


Полный перечень таких трат предприятие определяет самостоятельно и указывает в политике учета. Для компаний, которые занимаются торговлей, список прямых трат фиксирован. Это покупная цена товаров (сюда можно включить также расходы на фасовку) и стоимость доставки от изготовителя до склада организации.


Прямые расходы прямо относятся к расчету себестоимости произведенного продукта или оказанной услуги. Их учитывают в отчетах только в период, когда продукция или услуга реализовывается. Если деятельность компании связана со сферой услуг, можно списывать этот вид затрат в тот отчетный период, когда они понесены, а не когда они реализованы. Такую возможность нужно закрепить в политике учета расходов организации.


Затраты на управление и обслуживание


Косвенные затраты – это статьи расходов, которые относятся к деятельности компании в целом. К этому типу также относят издержки на производство нескольких разновидностей продукции. Их учитывают в периоде, когда траты были понесены.


Такой тип затрат включает в себя статьи расходов, связанные с управлением и обслуживанием:


оплата счетов от коммунальных предприятий (отопление, подача и отведение воды, освещение);

зарплата менеджеров;

амортизация средств, которые не задействованы в производстве, и т.д.


У торговых компаний к косвенным издержкам относятся также хранение продукции на складе, траты на содержание автотранспорта, транспортировку реализуемой продукции, представительские затраты и т.д.


Если в текущем периоде у компании не было дохода, то предприятие может признать только косвенные издержки. Объясняется это просто. Прямые затраты привязаны к выручке, к остаткам нереализованной продукции, а косвенные – нет.


Методы снижения расходов


Как можно снизить затраты производства? Зная расходы компании, вы можете продумать варианты их оптимизации. Главное – вычеркивать или уменьшать те траты, которые не снизят существенно качество продукции и не повлияют на эффективность работы предприятия.


Выделим пять основных направлений для оптимизации:


оплата труда;

закупка сырья;

аренда и коммунальные платежи;

обслуживание автомобиля и другой техники, производственного оборудования;

реклама.


Снизить затраты на оплату труда можно двумя способами: сократить зарплату или сократить количество сотрудников. Здесь главное – не снизить зарплату настолько, что ценные сотрудники покинут компанию.


Сэкономить на закупке сырья можно несколькими способами. Можно поторговаться с нынешним поставщиком, найти новых или продумать, какое сырье можно производить своими силами. При выборе новых поставщиков обращайте внимание не только на цену, но и на репутацию. Если сырье вам будут поставлять с задержкой, производство будет простаивать. По этой же схеме можно экономить на обслуживании техники и оборудования.


Расходы на аренду уменьшить можно, опять-таки, поторговавшись или найдя новое помещение. Еще один способ – сдавать отдельные квадраты в субаренду. Метод экономии на коммунальных платежах знаком многим с детства – энергосбережение. Жестко контролируйте использование энергоресурсов, применяйте энергосберегающие технологии.


Оптимизацию трат на рекламу лучше проводить с помощью маркетингового отдела. Маркетологи проанализируют, какие каналы продвижения более эффективны, а какие – не работают. От последних можно просто отказаться.

Статьи наших партнёров: